В центре Москвы появился Дядя Степа-почтальон

В центре Москвы появился Дядя Степа-почтальон

Режиссер Александр Котт воспроизвел кадр из фильма «Чук и Гек» 1953 года

Ранним воскресным утром в центре Москвы редкие прохожие с удивлением смотрели на высоченного человека с красной сумкой на плече, набитой старыми газетами. Великан поднимался со стороны Садового кольца к старому дому сталинской постройки. Первое, что приходило в голову: это Дядя Степа. В тот день съемочная группа фильма «Чук и Гек» во главе с режиссером Александром Коттом занималась любопытным экспериментом. 

Дядя Степа… почтальон. До баскетболиста Димы надо дотянуться.

Фото: Светлана Хохрякова

Дядя Степа, а это был он, кто же еще, сменил форму милиционера на обмундирование советского почтальона и повторял путь своего предшественника из  черно-белой 45-минутной картины «Чук и Гек» Ивана Лукинского, снятой в 1953 году. 

Он заходил во двор многоэтажного дома N5 на Садовой-Самотёчной улице, чтобы передать телеграмму от человека, живущего у Синих гор, отца Чука и Гека.

Если посмотреть старый советский фильм, то тот же зимний двор со снеговиком во дворе появляется там в самом начале. Кажется, с тех пор ничего не изменилось, хотя дом тогда только-только построили. Во второй раз он появляется на экране, когда из подъезда выбегают Чук и Гек в поисках коробки со второй телеграммой от отца, выброшенной в форточку.  

Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» впервые опубликован в 1939 году, и теперь строки о том, что папа не приедет, поскольку у него много работы, воспринимаются с некоторым сомнением.

У Гайдара он начальник геологической партии, потому и оторван от дома, но поскольку время на дворе сложное, можно предположить, что он в сталинских лагерях. Примерно в таком духе поставлен спектакль «Чук и Гек» в Александринском театре.

Александр Котт и его герои.

Фото: Светлана Хохрякова

Александр Котт, стоя у исторического дома начала 50-х, рассказывает: «Мы восстанавливаем кадр из старого фильма, который именно здесь снимался. «Чук и Гек» написан в непростые годы при непростых обстоятельствах, о чем знают взрослые, но не знают дети. Им и не нужно это знать. Всему свое время. А рассказ «Чук и Гек» до сих пор остается одним из лучших детских рассказов про семью и Новый год. Мы хотим снять красочный, приключенческий фильм, где будут чудеса. Они возможны, если в них веришь».

У Александра Котта есть брат-близнец Владимир Котт, тоже известный режиссер. Они так дружны, что это обстоятельства, наверняка, сыграло решающую роль в появлении новой версии «Чука и Гека». «Мне близки и понятны переживания каждого из героев этой истории, — говорит Александр Котт. — Целый месяц я находился далеко от дома, и мои дети тоже хотели ко мне приехать. Старший сын в результате доехал. В принципе эту историю можно переложить на любой исторический фон. Да, сегодня мало кто посылает телеграммы, а из тайги можно позвонить по мобильному телефону, но тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла». 

Юлия Снигирь с Чуком и Геком.

Фото: Светлана Хохрякова

По словам продюсера картины Арсена Готлиба, рассказ Гайдара — лишь преамбула, и зрителей ждут волшебные испытания героев, сказочные события в лесу, которых нет  в литературном первоисточнике.  

На протяжении двух часов во дворе старого дома снимали пару проходов. Еще до начала съемок привезли на эвакуаторе старинный автомобиль. Сопровождавший его сотрудник рассказал: «Это американский шевроле, привезенный в Москву еще до войны. Машина коллекционная, но на ходу. Мотор у нее от «Волги». Она из частной коллекции. Сохранилась фотография, где возле такой машины стоит молодой Брежнев». Около автомобиля суетится водитель, непрофессиональный актер. Спрашиваю у него: «Куда поедете?». Он тут же отвечает: «К Сталину. Но лучше у режиссера спросите. Он вам расскажет». Но у режиссера, судя по всему, и мыслей про Сталина нет. Мимо проходит почтальон, тот самый Дядя Степа, пожимает шоферу руку. Есть возможность познакомиться. Дима — баскетболист. Его рост — 2 метра 15 сантиметров. Рядом с ним все члены съемочной группы кажутся  крошечными. Для того, чтобы почистить форму почтальона, Диму просят пригнуться.  

Юлия Снигирь с Юрой Степановым.

Фото: Светлана Хохрякова

Художник по костюмам Екатерина Дыминская придумала необычные костюмы не только для почтальона, но для Чука, Гека, их мамы, которую играет Юлия Снигирь. Она чем-то напоминает молодую Веру Васильеву, сыгравшую ту же роль в первом фильме. Но если в черно-белом «Чуке и Геке» героиня носила шикарную по тем времена шубку, то Юлия Снигирь одета в красное пальто с меховой опушкой.  Когда она с детьми отправляется на вокзал, в ее руках — бордовый  чемодан, подходящий к пальто. У Чука — все ярко васильковое, включая чемодан. Гек  одет в желтое пальто и несет маленький чемоданчик того же цвета. Они идут друг за другом, мама спрашивает у сыновей: « В дороге главное что?». Дети дружно отвечают: «Не потеряться». И так  нескольких дублей. 

У подъезда стоит снеговик. Появляются дворник в фартуке, маленькая девочка с мамой. Малышку играет Ева с бездонными голубыми глазами. Ее сажают в деревянные санки, потом она дотягивается до носа-морковки снеговика. Опять несколько дублей, и через полтора часа ребенок устает, начинает немного бунтовать.   

Под мокрым снегом прямо во дворе располагается операторская группа во главе с Петром Духовским, который работает с Александром Коттом со студенческих лет. Вместе они сняли «Спитак», «Инсайт», «Ехали два шофера»,  около десятка картин. Главный художник Электротеатра «Станиславский» и лауреат «Золотой маски» Анастасия Неведова оживит игрушки, в которые играет Чук. Привлечен и специалист по подводным съемкам Григорий Яблочников. 

На роль отца-геолога приглашали Евгения Цыганова, но сложный график не позволил ему участвовать в проекте. И тогда появился Владимир Вдовиченков. В роли Гека снимается Юра Степанов-младший, невероятно похожий на своего отца Юрия Степанова, прекрасного артиста «Мастерской Петра Фоменко», 11 лет назад погибшего в автокатастрофе. Чука сыграет Андрей Андреев, снимающийся уже в четвертой картине. Часть трюков ребята выполняли сами при участии каскадеров. Им пришлось переходить через ущелья по переброшенным деревьям. Это было на Урале, где в январе проходил первый блок съемок. Работали  в Пермском крае в тайге, на реках и озерах. В некоторые точки можно было добраться только на снегоходе.  Дороги расчищали тракторами. К горному озеру путь занимал три часа.  Среди персонажей есть даже Хозяйка Медной Горы. В натурных съемках участвовали медведь, лошади, козел, волки, которые прошли специальную подготовку, прежде чем бежать за камерой и бросаться на медведя. 

Второй блок съемок проходит в Москве. Два дня снимали в музее поездов на Рижском вокзале, ведь Чук и Гек едут с мамой через всю страну к отцу. А после утренних съемок у Садового кольца группа быстро перебазировалась в новые павильоны на Алтуфьевском шоссе. Они только-только обживаются, и Чук с Геком стали первыми персонажами, которые там появились. Они тут же забрались по лестнице под потолок выстроенной базе геологов, пробежали по коридорам и кухне коммуналки. Декорации созданы под руководством художника-постановщика картины Евгения Качанова. В общем предвкушаем новогоднюю сказку без призраков 1930-х. Никакого ГУЛАГа не будет.  

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *