Государственное директивное регулирование отторгается рыночной экономикой

Государственное директивное регулирование отторгается рыночной экономикой

Почему власти не могут взять под контроль рост цен на продукты питания

Российские власти вот уже который месяц пытаются обуздать рост цен на продукты питания. Пытаются, но у них ничего не получается. Более того, пока получается с точностью до наоборот.

Фото: Алексей Меринов

Только за февраль 2021 года потребительские цены в России, по данным Росстата, выросли на 0,8%. Понимаю, что эта цифра может вызвать у многих иронию, потому что все покупают продукты питания и видят, что происходит с ценами сегодня. И там явно их рост исчисляется не десятыми долями процента. Но данные Росстата — это такая «средняя температура по больнице». Все равно этот показатель важен, потому что для одного месяца — февраля — этот показатель инфляции очень высок. По крайней мере, он оказался выше, чем официальная инфляция за январь 2021-го, — плюс 0,7%. Примечательно здесь следующее: чтобы февральский показатель инфляции был выше показателя января — это очень необычно и тревожно, потому что у нас традиционный скачок инфляции происходит с 1 января, когда индексируются регулируемые тарифы, но никак не с февраля.

Между тем продукты питания в феврале 2021 года выросли в цене, если сравнивать в годовом выражении, в среднем на 8,4%. И это тоже очень высокий показатель.

Власти, казалось бы, видят все это и даже пытаются что-то сделать. Вот президент в декабре 2020 года обратил внимание на то, сколь сильно у нас выросли цены на подсолнечное масло и сахар. Сказано президентом — принято правительством для исправления ситуации! Были подписаны соглашения о замораживании цен на данные продукты между правительственными ведомствами, производителями и продавцами на срок до 1 апреля 2021 года.

И что? А то, что, как и можно было предположить, это простимулировало рост цен на другие продовольственные товары. Каждый продавец ведь как рассуждает: «Ага, сейчас заморозили цены на подсолнечное масло и сахар, а завтра могут заморозить и на остальное. Нет, лучше сегодня повысить цены (но не очень сильно, чтобы не обращать на себя вниманияи) на что-то другое, чтобы собрать дополнительные деньги».

В результате мы получили общий ускоренный рост цен на те же продукты питания. Нет, конечно, по конкретным товарам производители и продавцы называют вполне определенные причины подорожания, никто ведь не скажет, что это само правительство простимулировало ускоренный рост цен.

А что правительство? Правительство продолжает как может бороться с ростом цен на продовольствие. На днях Минсельхоз решал, как справиться с подорожанием мяса птицы, договорившись с торговыми сетями и крупными производителями о сохранении оптовых цен на тушку бройлера на три недели и объемов поставок на уровне не ниже прошлого года. Там, конечно, называются свои причины роста цен: увеличение издержек, птичий грипп, сокращение импорта инкубационных яиц. Характерно то, что в решении вопроса с ценами на мясо птицы уже не стали оформлять достигнутые договоренности подписанием каких бы то ни было соглашений. Типа договорились неформально. Хотя понятно же, что в добровольно-принудительном порядке.

В связи с этим предлагаю обратить внимание еще на одно решение правительства последнего времени: был утвержден перечень групп потребительских товаров и услуг, за которые будут отвечать определенные министерства и ведомства, — в плане того, что если по этим товарам будет выявляться ускоренный рост цен, то соответствующие органы должны представлять в Правительство Российской Федерации предложения по мерам экономического регулирования. Минсельхоз будет отвечать за продукты питания и табачные изделия, Росалкогольрегулирование — соответственно, за алкоголь, Минпромторг — за почти все непродовольственные товары, Минэнерго — за бензин и дизельное топливо.

Казалось бы, рутина, бюрократия какая-то. Но нет, не все так безобидно. В условиях ускорения роста цен Минэкономразвития, перестраховываясь, чтобы потом не было к нему претензий, будет обязательно информировать ведомства об ускоренном росте цен на те или иные товары или услуги. Министерства и ведомства в такой ситуации, в соответствии с упомянутым выше решением правительства, должны будут как-то реагировать на эти сигналы от Минэкономразвития. Они и будут реагировать, направляя соответствующие предложения в правительство. А как именно они могут реагировать, мы уже можем себе представить: будут предлагать устанавливать предельный уровень цен на соответствующие товары или услуги; вводить квоты или повышать пошлины на вывоз товаров; добровольно-принудительно заставлять замораживать цены, пообещав в какой-либо форме компенсировать издержки.

Таким образом, с принятием данного правительственного решения возможностей для усиления государственного регулирования цен становится больше. То есть в рыночной экономике (нравится — не нравится, но она у нас пока именно такая, пусть и кривовато-косоватая) стали фактически внедрять элементы директивного регулирования цен. Но это ведь инородный для рыночной экономики элемент. Значит, он будет отторгаться системой. А отторжение это будет проявляться в ускорении роста цен, а потом — и в дефиците товаров. Да-да, я говорю о перспективе пустых прилавков. Хотя до этого еще точно далеко. Между тем молодые люди и не знают, что это такое, но многие россияне в возрасте, без сомнения, помнят эту реальность позднего советского периода в истории нашей страны.

А как вам такая «вишенка на торте»: разработан законопроект об уголовной ответственности за распространение ложной информации об изменении цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости? Об этом сообщил автор законопроекта, депутат Госдумы Анатолий Выборный. Обещано, что законопроект будет внесен на рассмотрение законодателей в ближайшее время. Данным законопроектом предусмотрены и штрафы — в размере от 200 тысяч рублей до 800 тысяч рублей. По всей видимости, штрафы — это для начала, а потом — тюрьма до трех лет.

Не надо думать, что у такого законопроекта нет никаких перспектив. Во-первых, мы видим, что уже происходит в плане попыток государства сдержать цены. Во-вторых (и это очень важно!), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддерживает введение ответственности за умышленные ценовые фейки. Об этом были уже соответствующие заявления. Вот как все просто получается: цены у нас растут, оказывается, из-за того, что кто-то распространяет ложную информацию об изменениях цен. Кстати, а если кто-то где-то скажет, что цены на какой-нибудь продукт не выросли в 2 раза, а снизились на столько же, — за это тоже надо будет сажать в тюрьму? Почему нет, это ведь тоже распространение ложной информации…

Это очень показательно, когда всерьез приходится обсуждать подобного рода предложения. Получается, что цены в России растут не потому, что рубль ослабел, и не потому, что уровень развития конкуренции в экономике невысокий, а госрегулирование цен неуклюжее и неэффективное. Ну и российские антисанкции на ввоз импортных продуктов питания и сельхозпродукции, конечно, совсем ни при чем. Нет, цены растут, оказывается, из-за фейков. Принятие данного законопроекта означало бы, что власти расписываются в своем бессилии сдержать цены.

Вот такая у нас сегодня картина вырисовывается с ценами и попытками власти противостоять их росту. Картина, мягко говоря, не очень красивая. Мы долгие годы шли к относительно низкой инфляции, а сегодня все очень быстро раскручивается в другую сторону. Вот так страна расстается с достижениями 2000-х: реальные доходы людей падают; естественная убыль населения, даже без пандемии, стремительно нарастает; инфляция ускоряется… Это называется — движение вспять.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *